Еще до дебюта на Неделе моды в Лондоне у Маши было немало заказов от стилистов звезд, и, кажется, скоро их будет только больше
Всем известно, что Дуа Липа обожает бабочек, но мы не могли не обратить внимание на тот самый топ, который набрал рекордные пять миллионов лайков в ее инстаграме. Там он появился еще раньше, чем похожий full look Blumarine из коллекции весна-лето 2022. Розовый топ с двумя порхающими бабочками — дело рук молодого дизайнера Маши Поповой из Украины, дебютировавшей на Неделе моды в Лондоне в начале этого года.
Коллекцию осень-зима 2021, которую Маша тогда представила в формате лукбука и фильма, уже носят и Белла Хадид, и Кендалл Дженнер. Среди других звезд, которые тоже успели примерить ее вещи, — Blackpink, Билли Айлиш и британская модель Джордан Данн. Листая инстаграм Маши, кажется, что успех на нее обрушился практически сразу, но на самом деле она шла к нему несколько лет. За это время она успела получить архитектурное образование и поработать по специальности, отучиться в Saint Martins и пройти стажировки в Celine (вернее, Céline — это было при Фиби Файло), Maison Margiela и других брендах. Мы поговорили с Машей о том, как все так получилось.
Быть дизайнером с детства не мечтала. Когда была маленькой вообще думала стать парикмахером, но на каком-то подсознательно уровне, наверное, все-таки хотела связать себя с модой. Когда училась на архитектуре, первую стипендию потратила на швейную машинку, которой потом не пользовалась несколько лет.
Но мы обычно начинаем рано учиться и рано заканчиваем в постсоветских странах — я выпустилась из института, когда мне только исполнялось 20 лет. Еще во время учебы начала работать. Очень люблю архитектуру и думаю, что в какой-то момент жизни я, возможно, буду делать проекты. Но меня вводило в очень депрессивное состояние то, насколько в архитектуре много компьютерной работы, насколько все длительно — нет какой-то динамики. Мне хотелось делать что-то более экспрессивное, что-то более личное. Свой продукт. В плане не просто fine art какой-то, а именно продукт. И мода — самая быстрая, наиболее экспрессивная из всех дизайн-практик и наиболее «живой» метод, приближенный к реальности.
Masha Popova осень-зима 2021
Не так долго этим занимаюсь, но до этого момента все делала сама. У меня есть стажер, но разработка формы, текстиля, окрашивание тканей — полностью на мне. Производится все в Украине, правда пока была отшита только одна коллекция. Непросто с местными производителями — они не привыкли к таким сложным вещам. Вот то, что сейчас идет в магазин, мне пришлось производить в студии, потому что никто не мог сделать так, как надо было.
Masha Popova осень-зима 2021
Но мне хочется производить здесь, потому что, во-первых, я родом отсюда. Во-вторых, я постоянно привязана к производству, мне надо очень много контролировать и присутствовать лично при каких-то моментах. В какой-то совсем другой стране так не получится, если я там не нахожусь.
То, что носят Дуа Липа, Кайли Дженнер, Blackpink, — это все образцы, которыми занимаюсь я и мой помощник. Эти вещи не из большого производства. Но, естественно, физически невозможно клонировать себя много раз, чтобы и шить, и стирать, и красить, и так далее. Поэтому отшивать образцы я доверяю, конечно, швее.
У меня есть один такой пункт, мне очень нравится Росалия, это моя любимая певица. И у нас уже было несколько попыток, но пока не угадали с размером. Ее имя автоматически приходит в голову, потому что я постоянно слушаю ее в студии. Из других, не знаю, было бы очень классно, если бы Бритни Спирс надела что-нибудь.
Когда стилисты звезд находят меня в инстаграме и пишут, это, конечно, льстит. Самый первый мой заказ был для Риты Оры, но после него ничего особенного не произошло. Первый, который реально что-то принес, — это Blackpink. У них очень преданные фанаты: что бы Лиса ни надела — все сразу это хотят.
Дуа Липа, конечно, из последнего. Все хотят после нее, но у меня нет возможности удовлетворить спрос. Я произвожу все в очень маленьких количествах, так как, к сожалению (или к счастью), все делается не так быстро. Не могу взять и произвести сразу очень много единиц.
В целом для развития бренда это очень хорошо, потому что все смотрят на то, что надевают знаменитости. Даже сейчас, когда ищешь, окей, что было в моде в нулевые, смотришь, что носила Бритни Спирс. Среднестатистический человек ориентируется не на то, что делали дизайнеры в то время, а именно на то, что носили звезды.
Masha Popova осень-зима 2021
Я стажировалась в Celine всего два-три месяца. В то время там работал Дэниел Ли, который сейчас в Bottega Veneta. Но в Celine было такое устройство, чтобы нижестоящие и вышестоящие минимально пересекались. Поэтому да, видела его в студии, когда приходила на собеседование, но не так, чтобы общаться.
Успешные «выходцы» из команды Céline времен Фиби Файло
В Margiela все было абсолютно наоборот. Джон сам выбирает стажеров, нас даже приглашали на вечеринки. Все были на одном уровне, но, конечно, в плане образования и уровня ответственности это не так. Мне кажется, лично для Джона это такое прикосновение к молодости.
Смотря в каком качестве. Начинать с первой ступени, наверное, не хотела бы. Может быть, в формате какого-то консалтинга. Зависит от того, кто в этот момент там креативный директор. Интереснее всего, как мне кажется, работать с брендами, которые совсем недавно переродились, и им кто-то очень нужен. Если бы меня позвали консультировать в таком формате, было бы прикольнее, чем идти работать в бренд, где и так хороший креативный директор.
Masha Popova осень-зима 2021
Если взять какой-нибудь модный Дом, допустим Mugler — никто пока, кто был после Тьерри Мюглера, за все эти годы даже близко не подошел к его уровню. И все всегда будут тебя сравнивать. Если это сильный и на такой давний бренд, давление очень большое, потому что все помнят и многие любят работы прежнего дизайнера. То есть ты будешь второстепенным по сравнению ним, мне кажется, пока не пройдет еще какое-то время. Если другие любые бренды, большие Дома — там уже столько всего хорошего, плохого и разного было, что все уже готовы ко всему. Но сравнивать с последним все равно будут.
В данный момент меня больше всего вдохновляют воспоминания. Как известно, когда проходит много времени, воспоминания — это не реальность, а уже то, как твой мозг помнит определенные вещи. Это одна из моих отправных точек.
Когда про меня что-то пишут, всегда получается, что я привязана к постсоветскому движу. Осознанно-неосознанно, просто потому что росла в это время. Хочешь не хочешь, но это повлияло. Я не знала никакой другой реалии: обилие секонд-хендов, недостаток знаний — модных журналов и реальной дизайнерской одежды не видела, наверное, лет до 18. Я жила в маленьком городе и чувствую, что была довольно закрыта информационно. Сейчас все везде доступно, и все плюс-минус одинаково, особенно в европейских странах. Не могу сказать, что это осознанный выбор, что я хочу, чтобы это выглядело «по-постсоветски», но понимаю, что влияние все равно есть.
Кадр из фильма-презентации коллекции Masha Popova осень-зима 2021
А вообще очень люблю старые журналы смотреть — 1980-х, 1990-х, 2000-х. В плане вдохновения у меня все довольно хаотично. В каждой работе люблю сопоставлять несопоставимые вещи, проводит связи между разными темами. Из фильмов мне нравятся 1980-е, 1990-е, сай-фай. В целом меня много чего вдохновляет — не визуально, а как бы эмоционально.
Когда только начала заниматься модой, это были Face и i-D (у меня целый архив). Но уже сейчас, наверное, не найду там ничего нового. Уже открываю их и знаю наизусть все съемки. Хотела бы поизучать постсоветские журналы 1990-х годов вроде «Птюча», никогда их не видела.
Главный редактор культового журнала «Птюч» Игорь Шулинский — о сливе архивов в Сеть, рейверских 1990-х и современных медиа
Для меня это важно, всегда стараюсь покупать, например, переработанный хлопок или необработанный отбеливателем. (Сейчас все хорошие производители стараются использовать машины, который повторно очищают воду при окрашивании, и у них не такой большой расход.) Но я не понимаю дизайнеров, которые заявляют, что хотят поменять мир с помощью одежды. В принципе, производя одежду нельзя улучшить экологию. Тогда вообще ее лучше не производить.