С какого возраста можно давать деньги детям и как правильно это делать? Почему не стоит заводить копилки? Своими советами для родителей с aif.ru поделился семейный и подростковый психолог, доктор психологических наук, профессор Илья Слободчиков.
Можно пробовать давать деньги детям с 5-летнего возраста. Понятно, что в 5-6 лет это не крупные суммы, но такие, что, например, на мороженку и конфетку хватит. Ребенок должен понимать, что он и в денежном плане в достаточной степени свободен, а не является приложением к своим родителям. Да, деньги родительские, но, тем не менее, такой подход позволяет ему чувствовать себя, условно говоря, свободным человеком.
Маленьким детям лучше совершать покупки под присмотром родителей. Ни о какой полной самостоятельности еще речи не идет. Нужно разрешать ребёнку в вашем присутствии расплатиться за покупку, посчитать сдачу и т.д.
Со школьного возраста можно регулярно выдавать деньги на карманные расходы. Для ребёнка это возможность самостоятельно регулировать собственные минимальные траты хотя бы на уровне школьного буфета. Сколько выдавать и на какой срок — об этом стоит вместе договариваться. Это не означает, что если тебе деньги дали, то больше уже ни на что не претендуй. Не должно быть крайностей из серии: раз все потратил, то больше кормить не буду.
Не нужно давать деньги за хорошее поведение. Условно говоря, хорошо себя ведешь — получаешь 100 рублей, плохо ведешь — не получаешь. Это порочный путь, так же, как и привязка выдачи карманных денег к оценкам, выполнению домашних заданий. Данный вид стимуляции чрезвычайно вреден. В итоге можно прийти к тому, что ребёнок вообще перестанет что-либо делать без оплаты.
Не позиционируйте выдачу карманных денег как подарок. Это не подарок на день рождения, на праздник, в счет еще чего-то. Это ситуация наделения ребёнка как равного со взрослыми члена семьи определённой долей семейного капитала и ответственности за это.
Обсуждайте, что выданные карманные деньги можно тратить не только на себя. Допустим, сделать бабушке небольшой подарок ко дню рождения. Однако здесь важно понимать, что самих себя все время придется в этой истории, хотим мы или не хотим, выводить за скобки. До тех пор, пока до ребенка однажды не дойдет мысль, что о папе с мамой тоже надо заботиться. Что они тоже являются значимыми для него членами семьи. Не стоит произносить фразы типа: «Мы все для тебя делаем и в ответ ожидаем благодарности». Благодарность — сложная вещь. Ребенок или вырастет с этим пониманием, или нет.
У ребёнка должно быть право самостоятельного распоряжения выделенной суммой. Родителям не стоит каждый раз истерично выспрашивать: «А зачем тебе это надо?» Если даем, то даем.
Не советую заводить копилки. Накопительство — неправильная идея. Ребенок должен понимать, что если ему что-то хочется, в разумных пределах, то нужно спокойно об этом говорить с родителями. Нет никакой проблемы подойти и сказать папе: «Я хочу вот эту игрушку, потому что…» Тогда мы избегаем истеричной истории «Я хочу, дайте!»
Не нужно путать эту ситуацию с той, когда ребёнок в подростковом возрасте сам зарабатывает деньги — будь то раздача листовок, работа в ресторане фаст-фуда и т.д. — и откладывает. Это понятный механизм распределения. А когда мне дают деньги на мороженку, а я их откладываю на то, чтобы купить себе очередную компьютерную игру, это не совсем правильный путь.
Оцените материал