Навык чувствовать и соблюдать как чужие, так и собственные границы — один из важнейших элементов эмоционального интеллекта. Он не возникает сам по себе, а формируется в процессе наблюдения за поведением родителей и проживанием собственного опыта. Как сделать этот процесс максимально мягким и корректным? Об этом aif.ru рассказала психолог, автор психологических книг и комиксов, эксперт по коммуникациям Татьяна Василькова.
Отвечая на этот вопрос, надо сказать: начать с себя. Если ребенок видит, что его границы уважают и воспринимают всерьез, то он и сам учится уважать и соблюдать границы.
Тактильные границы
Первое, что помогает ребенку понять, что такое границы, — осознание того, что его тело принадлежит только ему. Во-первых, родителям стоит дать ребенку понять, что они хотят его обнять, поцеловать, потрогать. Например, спросить разрешения на подобные действия.
Во-вторых, не стоит заставлять ребенка обниматься или целоваться с кем-то из вежливости, даже если это кто-то из близких родственников. И самое главное, поддерживайте, если ребенок ответил отказом на просьбу о тактильном контакте. Так ребенок будет понимать, что его «нет» имеет вес и отстаивать свои личные границы имеет смысл. Что позволит ему при необходимости делать это и с посторонними людьми.
Границы личного пространства
Речь идет не только о детской комнате, но и о вещах и даже мыслях ребенка. Хорошо, когда у родителей есть привычка стучать, прежде чем войти в комнату ребенка. Кроме того, стоит спрашивать ребенка, прежде чем взять его вещи или положить что-то в портфель. И не стоит заставлять делиться чем-то или разговаривать, если чадо не готово это делать. Когда ребенок видит, что к его границам относятся с уважением, он учится делать то же самое по отношению к другим.
Ограничения должны быть правильными
Запреты и ограничения — инструмент, который помогает уберечь и защитить ребенка. Но работать с этим инструментом нужно правильно, иначе он может стать источником травм и страха. Во-первых, покажите, каких условий нужно придерживаться или при каких обстоятельствах запрет может быть снят. Если что-то запрещено навсегда, это обескураживает и пугает. Но если есть простые условия, значит, есть и понятные ориентиры.
Во-вторых, объясняйте ребенку причины тех или иных запретов. Если есть причины, есть логика и последовательность. А именно наличие последовательности дает ощущение безопасности. Границы не произвольны, они становятся понятными, а значит, нет повода против них бунтовать.
Родитель как живая граница
Одна английская пословица гласит: не учите детей, они все равно будут такими, как вы. Заботьтесь о себе. Родитель — живая модель, по которой ребенок строит свое восприятие мира. Поэтому родителю в первую очередь нужно самому уважать свои и чужие границы. Ваше постоянное самопожертвование учит детей тому, что ради своих интересов чужие границы можно игнорировать. В данном случае ваши границы. Пусть время от времени ребенок слышит от вас о том, что вы хотите побыть наедине с собой, устали или не хотите, чтобы он брал ваши вещи. Так он учится тому, что границы есть не только у него, но и у вас. Также то, как вы об этом говорите, формирует у ребенка понимание того, как он должен информировать о своих границах окружающих.
Оцените материал