Владимир Путин поручил к 1 июля 2024 года разработать механизм защиты учителей от травли в соцсетях. Это часть общей, уже начатой работы по повышению престижа учительской профессии в обществе. Ещё в декабре президент подписал закон о статусе педагога. В документе прописали право учителя на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. До этого такие права были только у учеников.
Боятся идти в класс
«Педагоги признаются, что порой просто боятся идти в класс, — говорит 1-й зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. — Жалуются, что находятся иногда в уязвимом положении и никак не защищены от цифровых угроз со стороны учеников. Первый шаг, направленный на защиту учителя, мы уже сделали — ограничили использование мобильных телефонов в школах. Теперь проработаем вопрос их защиты от травли в соцсетях. Это позволит оградить педагогов от оскорбительного поведения со стороны некоторых детей и провокаций».
«Педагог, наставник — это стержень общества. Он работает на страну, которая будет через 20–40 лет. И защита его — вопрос стратегический, — считает педагог, офицер-воспитатель кадетских классов Илья Ипатов. — По моему мнению, педагог должен быть приближен по статусу к госслужащему. Мы начали правильно. Избавились от формулировки „образовательная услуга“ в законе. Но, к сожалению, по инерции соответствующее отношение ещё долго будет оставаться. Кстати, некоторое время назад я был на совещании, которое называлось „Ученикоцентричность современной школы“. Это, опять же, термин из сферы услуг, когда мы пытаемся угодить всем потребностям ученика».
Ипатов рассказывает, как был свидетелем скандала, когда ученики (вместе с родителями) позволили себе в интернете непотребные высказывания. Началось разбирательство. Директор заступилась за педагога. Но со стороны вышестоящего руководства до школы донесли буквально следующее: если выиграете суд, живёте, как жили, если проиграете — освобождайте свои рабочие места.
«Такое отношение в духе „клиент всегда прав“ в школе опасно и страшно, — считает он. — Если учитель станет человеком подневольным, то всё дело погибнет. Суворов говорил: армией управляют генералы и сержанты. Учитель в этом смысле как сержант. Он получает своё „отделение“ в 20–30 человек. Надо сделать так, чтобы он спокойно работал, а не жил в страхе, что его кто-то опорочит. Что касается детей, то им нужно прививать правила поведения не только на улице, но и в интернете. Пока такой культуры не сформировано. А если нет правил, то нет культуры и нет ответственности за содеянное».
Повысят статус. А доход?
Безусловно, чтобы повысить статус учителей, нужно ещё и платить им достойные зарплаты. Да, хорошо платят в столице, в некоторых крупных мегаполисах, но средняя картина по стране — 45 тыс. рублей в месяц (данные Росстата за 2023 год). Впрочем, если изучить вакансии на сайте «Работа России», цифры будут ещё меньше. Например, учителю математики в лицее Димитровграда Ульяновской области предлагается зарплата в 19 242 рубля. Учителю русского языка и литературы в одной из школ Кемеровской области готовы платить 30 000. Учителю биологии в Курганской области — 25 000, учителям физики, химии и биологии в Ангарске — 25 987 рублей. В целом в регионах предлагаемые зарплаты укладываются в диапазон 20–40 тыс. рублей при наличии почти 25 тыс. вакансий. В среде нынешней прагматичной молодёжи, нацеленной на высокие доходы, вряд ли это может говорить о высоком статусе профессии.
Педагоги со странностями
Но есть и другая сторона медали.
«Да, учителей надо защищать от нападок не совсем адекватных учеников и родителей, но бывают и учителя не слишком адекватные, — считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — И приходится тогда уже защищать родителей и учеников. Поэтому нужно говорить в целом о проблеме школьной травли. Для её решения необходимо вводить систему независимой психологической и практической помощи, которая могла бы быть посредником между сторонами. Это непросто. Школа не любит, когда кто-то со стороны вмешивается в образовательный процесс. Обычно администрация старается не выносить сор из избы».
Возможно, и самим педагогам нужно что-то менять. Ведь не секрет, что есть учителя, которые приходят в школу только за зарплатой. Их не интересуют ученики, они не пытаются узнавать что-то новое, а на уроках сидят в телефонах, пока дети пишут бесконечные проверочные и самостоятельные. Дети это прекрасно видят. И делают выводы.
Оцените материал